Особое мнение
01.06.2016

Особое мнение

В понедельник заместитель председателя Центробанка Василий Поздышев заявил, что регулятор планирует уже в следующем году начать внедрение превентивного надзора. В соответствии с ним ЦБ будет оценивать результаты стресс-тестов банков и на этой основе делать выводы о наличии или отсутствии существенных рисков для финансовой устойчивости кредитных организаций и, естественно, о необходимости тех или иных санкций.

Разумеется, отзывать лицензии за еще не совершенные нарушения банковского законодательства или нормативов ЦБ не может. Однако определенный арсенал мер воздействия превентивный надзор все же предполагает: от стандартных для плановых проверок предписаний об увеличении резервов на возможные потери по ссудам или ограничении привлечения средств населения до новых методов, таких как повышение нормативов минимальной достаточности капитала в индивидуальном порядке и санкции за их нарушение.

Само по себе введение превентивного надзора - идея не такая уж и плохая, поскольку за последние три года «потеря капитала вследствие проведения высокорискованной кредитной политики» - самое частое основание для отзыва лицензии у банков. Но и подводных камней в данном случае хватает.

Во-первых, потребуется доработка самой методики проведения стресс-тестов. Во-вторых, с макроэкономическими прогнозами ошибаются даже крупнейшие аналитики, а ситуация в отдельных банках может существенно отличаться от среднерыночной, что снижает эффективность стресс-тестирования.

В-третьих, сам по себе банковский надзор ЦБ не производит впечатления эффективного. Достаточно вспомнить Внешпромбанк и банк «Интеркоммерц». Еще недавно они входили в ТОП-50 российских банков, в них были назначены уполномоченные ЦБ. Однако это не помешало им с треском обанкротится, причем в «Интерккоммерце», судя по отчету временной администрации, около 65 процентов активов стоили не больше туалетной бумаги второй свежести, а во «Внешпроме» - почти 70 процентов. Не лучше и на региональном уровне - достаточно вспомнить ФИА-Банк, у которого больше половины активов оказались столь же ценными. Такая «эффективность» и элемент субъективности в принятии решений будут способствовать не столько повышению устойчивости банковской системы, сколько повышению уровня коррупции в самом ЦБ.

Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для «Бизнес ФМ Самара», 31.05.2016.

←Назад
Поделиться: