Особое мнение
24.05.2011

От арабских драйверов к европейским и американским «антидрайверам»

Последние три недели на сырьевом рынке все явственнее проявляется новая тенденция - к снижению цен на нефть в отсутствии новых явных драйверов для роста. В этих условиях представляется неизбежным снижение цен до уровня $80 за баррель, а скорее всего, и ниже, учитывая смену «арабского» драйвера новыми «антидрайверами» - долговым кризисом в Еврозоне и завершением QE2.

Череда революций и беспорядков, охвативших зимой-весной этого года большую часть стран Северной Африки и Ближнего Востока (регион MENA), оказалась мощным драйвером для нефтяного рынка. Опасения, что народные волнения вызовут перебои в добыче и поставке нефти, за четыре месяца вытолкнули цены на нефть на уровень конца июля - начала августа 2008 года. С конца декабря 2010 года по конец апреля 2011 года нефть марки WTI выросла почти на $22 за баррель, нефть марки Brent - и вовсе на $30. Однако почти весь рост обеспечил спекулятивный навес, поскольку ни перевороты в Тунисе и Египте, ни беспорядки в Марокко, Алжире, Йемене, Сирии, Иордании, Бахрейне, ни даже гражданская война в Ливии не привели к сколько-нибудь заметному дефициту нефти. Единственным поставщиком, «выбывшим из игры», оказалась Ливия, однако ее экспортные поставки (в среднем 1,3 млн. баррелей в день в 2010 году) были легко перекрыты Саудовской Аравией.

До известного момента спекулятивный спрос и опасения, что беспорядки все же расширятся, затронув ту же Саудовскую Аравию, добывающую до 9 млн. баррелей нефти в день, продолжали поддерживать рынок. Уже назревавшая коррекция наблюдалась в марте - под давлением первых данных из Японии, пострадавшей от землетрясения 11 марта. Однако затем эта печальная новость трансформировалась в дополнительный драйвер для нефтяного рынка - на надеждах, что проблемы с АЭС «Фукусима» и в целом с энергосистемой Японии после землетрясения приведут к росту спроса на топливо и топочный мазут. Однако и эти надежды в полной мере себя не оправдали.

Уже в апреле рынок заметался в поисках нового драйвера для роста. Массовые волнения в регионе MENA улеглись, оставив лишь войну в Ливии и беспорядки в таких странах как Сирия и Йемен, крайне незначительных с точки зрения экспорта нефти. Но этого было недостаточно даже для того, чтобы поддержать цены на достигнутых уровнях. При этом давление на сырьевые рынки все больше оказывало уже ставшее заметным замедление мировой экономики из-за высоких цен на нефть и обусловленный тем же самым рост запасов нефти и нефтепродуктов в США. За коррекционными скачками цен в начале мая последовали попытки рынка уцепиться за наводнение в США из-за разлива реки Миссисипи в середине мая, пожар, угрожающий трубопроводу компании Enbridge в Канаде, и «пересохшую» реку Янцзы, на которой расположены крупнейшие гидроэлектростанции (ГЭС) Китайской Народной Республики (КНР), что может привести к росту импорта топлива этой страной. Однако особого успеха эти попытки не имели. В целом за три недели нефть WTI упала более чем на $12 за баррель, Brent - почти на $13.

Впрочем, основные потрясения сырьевого рынка еще только начинаются. Скорее всего, теперь динамика цен на нефть будет определяться «антидрайверами» - «кризисом госдолгов» в Еврозоне и окончанием второй программы количественного смягчения (QE2). Последние решения рейтинговых агентств по поводу Греции оставляют стране лишь две альтернативы - или срочно выпросить у Евросоюза еще 59 млрд. евро, предоставлять которые Евросоюз отнюдь не горит желанием, либо дефолт. Последний вариант неизбежно утягивает за собой как минимум Португалию и Ирландию - еще двух европейских «слабаков», протянувших руку за «подачкой» от Евросоюза. За ними вполне может последовать и Испания, однако даже без этого удар по Еврозоне может быть настолько силен, что приведет к ее распаду и уж во всяком случае к существенному снижению ее экономики и, как следствие, к падению спроса на энергоносители.

Прекращение Федеральной резервной системой (ФРС) США программы QE2, которое запланировано на июнь 2011 года, приведет к снижению ликвидности и, вероятно, усилит отток инвесторов с сырьевого рынка. К этому можно добавить еще один, хотя и второстепенный «американский антидрайвер», - выдвинутую президентом США Бараком Обамой программу увеличения нефтедобычи на территории страны. За счет этого власти США рассчитывают защитить собственную экономику от давления высоких цен на нефть, однако одновременно она приведет к снижению импорта нефти в США и, как следствие, опять же к снижению цен.

С учетом всего этого можно сделать вывод, что период высоких цен на нефть, скорее всего, в очередной раз остался позади. Лучшее, на что в настоящее время может рассчитывать рынок даже при условии оказания дополнительной помощи Греции, - это возвращение цен в коридор $80-90 за баррель, в котором они находились до «включения» «арабского драйвера». При худшем варианте развития событий в Еврозоне нефть может просесть до $50-60 за баррель и оставаться там довольно длительное время. Для России это означает не только дальнейшую мощную просадку фондового рынка, но и резкое снижение притока валютной выручки, падение курса рубля и увеличение дефицита бюджета, чему будет способствовать еще и высокий уровень социальных расходов в предвыборный период. Хотя остается еще слабая надежда, что рынок найдет новый драйвер для роста в противовес европейским и американским «антидрайверам» - например, в Нигерии, Иране или Ираке.

Илья Липкинд,

специально для ИА «Саминвестор».

←Назад
Поделиться: