Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
01.07.2008

ОСАГО в убыток

ОСАГО в убыток

Страховые компании в Самаре. ОСАГО. У директора самарского филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье» Владимира Золотарева появились серьезные поводы для беспокойства. За I квартал 2008 года выплаты его филиала по ОСАГО составили более 90% от сборов, что серьезно превышает допустимые пределы по данному виду. Данная проблема может стоить Золотареву части полномочий, а возможно, и кресла. Решение о выплате возмещения по ОСАГО уже перенесено из Самары в Москву с помощью компьютерной системы. В самом РГС не подтверждают убыточность ОСАГО и ее взаимосвязь с внедрением компьютерной системы.

 «Росгосстрах-Поволжье» является лидером среди страховщиков, работающих в секторе ОСАГО. По данным инспекции страхового надзора по Приволжскому Федеральному округу («Росстрахнадзор»), «Росгосстрах» по итогам 2007 года занял 19,05% рынка обязательного автострахования Самарской области.

Сборы компании в течение последних лет росли высокими темпами, но еще более высокими темпами росли выплаты. Считается, что предельно допустимое соотношение объема сборов и выплат по ОСАГО согласно структуре тарифной ставки составляет примерно 70%. Когда этот показатель превышен, вид становится убыточным. По итогам 2007 года соотношение объема сборов и выплат в самарском «Росгосстрах-Поволжье» по ОСАГО по данным инспекции страхового надзора составило чуть более 68%, а вот по итогам I квартала 2008 года оно практически достигло планки в 95%.

«Конечно, итоги квартала - не годовые итоги, а самарский филиал «Росгосстрах-Поволжье» - лишь часть в общем портфеле компании, но такой показатель характеризует как сам рынок, поскольку «Росгосстрах» является лидером, так и работу компании на нем», - говорит один из экспертов.

В самом РГС не подтверждают данные «Росстрахнадзора», заявляя о том, что данный показатель у них ниже. Причина расхождений данных самих страховщиков с данными «Росстрахнадзора» заключается в частности в том, что в расчетах можно учитывать, а можно не учитывать договоры, которые заключает головная компания, а обслуживает филиал.

Директор самарского филиала страховой группы «УралСиб» Валерий Старов считает, что этот показатель в «Росгосстрахе» будет расти. Одна из причин - «Росгосстрах» страховал большое число машин в небольших населенных пунктах, там люди консервативны, и в первое время действия закона не обращались по выплатам. А сейчас люди обращаются по любому случаю. «Выплаты в «Росгосстрахе» увеличиваются все активнее и активнее», - резюмирует он.

Проблема убыточности на рынке ОСАГО назрела давно. По итогам 2007 года соотношение объема сборов и выплат по ОСАГО у лидеров самарского рынка близко к 70%, а, например, у второй по объему сборов страховой компании после «Росгосстраха», «Компаньона» превышает 75%. Зашкаливали показатели выплат у «Инкасстраха» и «Энергополиса». Правда, у первого доля ОСАГО занимала незначительный процент в страховом портфеле компании, а «Энергополис» перешел к новым собственникам. Получить комментарии в «Компаньоне» не удалось.

Директор самарского филиала страховой компании «Росстрах» Юрий Стрелков отмечает, что у ряда компаний убыточность в некоторых регионах достигает 200%. Многие страховщики проводят политику отсеивания убыточных регионов, оставляя только рентабельные. Он уверен, что решение вопроса одно - повышение тарифов по ОСАГО. Но в этом году правительство вряд ли будет поднимать тарифы.

PR-менеджер самарского филиала «Росгосстраха» Екатерина Шарганова также говорит, что в ряде регионов ОСАГО не только не приносит прибыль, но и приводит к убыткам.

Многие из работающих по всей стране компаний уже в минусе. По ее мнению, тарифы на страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) необходимо повысить не менее чем на 25-30%.

Валерий Старов считает, что решать проблему нужно на законодательном уровне, сами страховщики ее не решат. Но низкие тарифы, по его оценке, будут пересмотрены лишь через два-три года. «Пока на рынке много страховщиков, которые занимаются ОСАГО, пока бизнес не укрупнится, менять тарифы не будут», - считает он.

Директор самарского филиала ОСАО «Ингосстрах» Татьяна Зимина отмечает, что главное для страховщика - поддерживать оптимальную долю ОСАГО в общем объеме бизнеса компании. У самарского филиала «Ингосстраха» эта доля составляет порядка 29%, что соответствует сбалансированному портфелю.

Решать проблемы с убыточностью страховщикам приходится самим. Им приходится более тщательно проверять клиентов, создавать базу по мошенникам, принимать другие дополнительные меры. Тот же «Росгосстрах» на прошлой неделе внедрил в Самаре автоматизированную систему урегулирования убытков «ГУРУ». Она дает возможность клиентам в любое время суток заявить об убытке по телефону в единый диспетчерский центр. Как отмечают в «Росгосстрахе», средние сроки урегулирования убытков в регионах, которые уже внедрили «ГУРУ», составляют 7-10 дней, а не 30, как предписывает закон об ОСАГО. Решение о выплате будет приниматься не в Самаре, а в Москве.

То, что запуск программы и снижение рентабельности по ОСАГО взаимосвязаны, в «Росгосстрахе» отрицают. По словам сотрудников компании, это плановый переход, который постепенно проходит по всей стране. В компании отмечают, что введение системы не отразится на уровне страховых выплат. Программа для Самары новая, и все ее возможности, преимущества и недостатки пока неизвестны.

Для «Росгосстраха» вряд ли даже убыточность по ОСАГО в конкретном регионе за один квартал является критичной. Например, Юрий Стрелков отмечает, что, несмотря на существующие проблемы, «Росгосстраху» нужно продолжать активно страховать по ОСАГО, так как крупная компания может себе позволить работать в убыток для завоевания рынка. Именно это, по его словам, и происходит.

Впрочем, не исключено, что проблемы РГС-Поволжье скажутся на руководителе самарского филиала компании Владимире Золотареве. В частности, он рассматривался как один из кандидатов на пост управляющего самарским филиалом СК «РОСНО». Сам Золотарев тогда отрицал возможность ухода из РГС.

 

P. $.

Екатерина Шарганова,

PR-менеджер самарского филиала «Росгосстраха»:

- Тарифы на страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) необходимо повысить не менее чем на 25-30%. В ряде регионов ОСАГО не только не приносит прибыль, но и приводит к убыткам. В результате многие страховые компании предпочитают уходить оттуда. Те, кто работает только в Москве, смогут продержаться в плюсе еще пару лет. Многие из работающих по всей стране компаний уже в минусе. Помимо убыточности автостраховщики сталкиваются еще с целым рядом расходов. Это и инфляция, которая «съедает» половину тарифа, и рост стоимости нормочаса у автодилеров, и многое другое. Никто не может укладываться в прописанные в законе нормативы расходов на ведение дел и комиссионные, которые выплачиваются страховым агентам и партнерам. Те цифры по убыточности, которые называет Минфин, замечательные, но к убыточности надо прибавлять реальные расходы на ведение дел и комиссии.

 

Источник: журнал «Дело».

←Назад
Поделиться: