Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
23.06.2008

Затяжная любовь

Затяжная любовь

Банки в Самаре. Банки в Тольятти. Подконтрольный французской банковской группе Societe Generale Банк «Сосьете Женераль Восток» продолжает переговоры о сотрудничестве с ОАО «АвтоВАЗ». Началу партнерства должно способствовать вхождение в состав акционеров тольяттинского автозавода французского концерна Renault. Не исключено, партнером ВАЗа станет другая «дочка» Societe Generale - ОАО АКБ «Росбанк».

Попытки наладить сотрудничество с ВАЗом французская группа предпринимала неоднократно. Причем французы действовали не только напрямую через головной офис Банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ), но и через московский офис и самарский филиал Росбанка. Акционером этой кредитной организации французская банковская группа стала в июне 2006 года. Особую активность французы проявляли летом-осенью 2006 года, когда ожидалось заключение соглашения между ВАЗом и французским автоконцерном Renault. Societe Generale и Renault имеют опыт сотрудничества как во Франции, так и в России. В частности, по данным региональных СМИ, БСЖВ реализует ряд совместных проектов с компанией «Автофрамос», осуществляющей отверточную сборку автомобилей Renault. Тогда предполагалось, что совместные проекты Renault и АвтоВАЗа будут финансироваться этими кредитными учреждениями, а в дальнейшем в их самарские филиалы и головные офисы будет переведена и часть счетом ВАЗа. Однако в 2006 году Renault не удалось договориться с ФГУП «Рособоронэкспорт».

Вскоре после подписания 8 декабря 2007 года Меморандума о взаимопонимании между «АвтоВАЗом» и французским концерном Renault БСЖВ возобновил переговоры. В пресс-службе БСЖВ факт ведения переговоров с АвтоВАЗом $ тогда подтвердили, но более конкретную информацию об их ходе предоставить отказались (см. «Двойной натиск»). После завершения сделки по покупке компанией Renault блокирующего пакета АвтоВАЗа (25%+ 1 акция) французский холдинг стал ставить своих представителей на руководящие посты на тольяттинском заводе. В частности, в правлении ВАЗа представители Renault заняли четыре ключевых поста. По мнению экспертов, это должно было рано или поздно привести перераспределению финансовых потоков тольяттинского автозавода в пользу партнеров Renault.

В рамках мероприятия, проводившегося БСЖВ 8-10 июня 2008 года, ряд топ-менеджеров кредитного учреждения официально заявили о продолжении переговоров с ВАЗом о сотрудничестве. В частности, об этом заявляли президент БСЖВ Марк-Эммануэль Вивес и содиректор коммерческой дирекции банка Маргарита Кучеренко. Впрочем, детали обсуждаемого партнерства пока не озвучиваются.

Затяжки в переговорах между Societe Generale и ВАЗом могут быть связаны с декабрьским корпоративным конфликтом между главой госкорпорации «Российские технологии», председателем совета директоров «АвтоВАЗа» Сергеем Чемезовым и французской группой из-за Росбанка. По данным федеральных СМИ, в ноябре-декабре 2007 года «Ростехнологии» намеревались обзавестись собственным банком из-за смены топ-менеджеров прежних банков-партнерах. Сбербанк возглавил Герман Греф, у которого с Чемезовым были «плохие отношения», а из ВТБ ушел заместитель председателя правления Игорь Завьялов, курировавший работу с «оборонкой». Росбанк же к этому времени обслуживал некоторые предприятия, вошедшие в «Ростехнологии». Любопытно, что конфликт докатился и до самарской «дочки» Societe Generale - ООО «Русфинанс Банк», специализирующейся на автокредитовании. В разгар конфликта в этом банке была проведена повторная проверка соблюдения положения ЦБ о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам физическим лицам.

Вероятно, подписание контракта с Renault решило конфликт вокруг Росбанка в пользу Societe Generale. Французской группе удалось завершить сделку по увеличению пакета акций Росбанка до контрольного - к настоящему времени Societe Generale принадлежит 57% акций Росбанка. Не исключено, что в дальнейшем именно через это кредитное учреждение, а не через сам БСЖВ, будут обслуживаться проекты Renault и «АвтоВАЗа».

Эксперты не исключают, что в конечном итоге одна из «дочек» французской банковской группы - БСЖВ или Росбанк - в конечном итоге начнет работу с ВАЗом. В этом случае Societe Generale замкнет «большое вазовское трио» вместе со Сбербанком РФ и Банком ВТБ. При этом не исключено, что в дальнейшем в Тольятти активизируются и другие банки группы, в частности, ипотечный банк «Дельта-кредит», который будет работать с сотрудниками АвтоВАЗа.

В пресс-службе АвтоВАЗа тему взаимоотношений с Societe Generale комментировать не стали.

 

P. $.

Любопытно, что ранее переговоры с ВАЗом активно вел еще один «иностранец» - Ситибанк (российская «дочка» американской Citigroup). Первые попытки привлечения на обслуживание крупных корпоративных клиентов Самарской области Ситибанк - дочерняя структура американской Citigroup - предпринял осенью 2006 года, сразу после открытия в Самаре представительства американского кредитного учреждения. Однако тогда переговоры об обслуживании операций нескольких компаний с долей иностранного капитала, в том числе и GM-АвтоВАЗа, результата не принесли, и Ситибанк решил сделать ставку на розничный сектор. Кредитная организация предпринимались и попытки наладить сотрудничество с самим ВАЗом, но они также закончились неудачно для Ситибанка. В конце 2007 года американская «дочка» возобновила переговоры с руководством ОАО «АвтоВАЗ» (см. «Двойной натиск»). В планы американцев, по словам источников $, входило открытие в течение 2008 года филиала в Тольятти и активное привлечение корпоративных клиентов. Приоритетом являлась работа с «АвтоВАЗом», причем один из сотрудников банка утверждал, что «Ситибанк в перспективе будет обслуживать самые важные операции».

 

Saminvestor.Ru.

←Назад
Поделиться: