Россия Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
23.06.2008

Прощание с ВАЗом

Прощание с ВАЗом

Банки Тольятти. Как стало известно $, ОАО «АвтоВАЗ» вернулось к планам продажи КБ «Автомобильный банкирский дом». Ранее на его базе предполагалось создать специализирующийся на автокредитовании банк федерального уровня, но после подписания соглашения со Сбербанком и ВТБ этот проект стал неактуальным. Кто может стать покупателем АБД, пока неизвестно.

Информация о продаже непрофильных активов ОАО «АвтоВАЗ», в том числе ЗАО КБ «Автомобильный банкирский дом» (АБД, г. Тольятти), неоднократно появлялась после смены руководства автозавода в декабре 2005 года. Однако в дальнейшем планы предприятия в отношении дочернего банка поменялись. Во второй половине 2006 года некоторые топ-менеджеры АБД утверждали, что банк будет действовать как дочерняя структура группы «АвтоВАЗ», кредитующая физических лиц на приобретение вазовских автомобилей. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций - Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors (G-MAC), Toyota (Toyota Kreditbank GmbH) и другие. В конце 2006 года представители АБД официально заявляли о планах расширять свое территориальное присутствие. В частности, в программе развития банка предусматривалось «расширение региональной сети представительств и открытие кредитно-кассовых офисов» (см. «Выше нас только горы»).

Ситуация изменилась весной 2008 года. 16 апреля было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве между ОАО «АвтоВАЗ» и Сбербанком России. Комментируя это соглашение, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф заявил представителям СМИ о намерении расширить продуктовую линейку Сбербанка за счет спецпрограмм автокредитования и лизинговых продуктов, которые будут разработаны совместно с АвтоВАЗом. Таким образом «Сбербанк рассчитывает внести вклад в расширение продаж автомобилей «Лада».

В июне 2008 года стало известно, что заняться кредитованием населения на приобретение вазовских автомобилей намерена и группа ВТБ через свою розничную «дочку» - ЗАО «Банк ВТБ 24». Кроме того, в настоящее время продолжаются переговоры между АвтоВАЗом и французской банковской группой Societe Generale, которая располагает в Самаре дочерним ООО «Русфинанс Банк», специализирующемся на автокредитовании.

Таким образом, кредитную поддержку продажам вазовских автомобилей могут обеспечить сразу три банка, располагающих развитыми филиальными сетями. Создание же собственной сети АБД потребует огромных инвестиций в развитие этого кредитного учреждения, не говоря уже о необходимости увеличивать уставный капитал для расширения масштабов деятельности и соблюдения нормативов ЦБ (в первую очередь Н1 и Н6). По словам одного из самарских банкиров, «Сбербанк обеспечит продажи «АвтоВАЗа» с несравнимо меньшими затратами. При его сети другие партнеры, в том числе и свой собственный банк, уже не нужны». Кроме того, и Русфинанс Банк, и ВТБ-24, и тем более Сбербанк располагают огромными финансовыми ресурсами, привлечение которых обходится им дешевле, чем АБД. Это, соответственно, позволяет при необходимости установить более низкие ставки по «вазовским» программам. Как «расчетная касса» АБД также все меньше интересен автозаводу, который все больше ориентируется на работу со Сбербанком и группой ВТБ.

По мнению ряда экспертов, наиболее вероятным покупателем АБД является Societe Generale, однако топ-менеджеры Банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ) утверждают, что никаких новых покупок в России группа не планирует. К настоящему времени она располагает тремя 100-процентными дочками (БСЖВ, Русфинанс банк и ипотечный банк «Дельта кредит»), а также 57% акций ОАО АКБ «Росбанк». Хотя в случае подписания соглашения с ВАЗом не исключено, что французы все же пойдут на приобретение АБД. Это позволит им отчасти укрепиться в Тольятти, а также за счет лобби акционера ВАЗа - автоконцерна Renault - сохранить в АБД часть расчетных счетов тольяттинского завода и его партнеров.

Впрочем, покупателем может выступить и финансовое подразделение самого концерна - Банк Renault Credit International (RCI). На его долю приходится 47% финансирования продаж Renault. В России RCI работает с апреля 2006 года в партнерстве с Международным московским банком (сейчас - Юникредитбанк).

Вполне вероятен и вариант, что покупателем станет банковская группа ВТБ, которая в настоящее время также заинтересована в расширении сотрудничества с «АвтоВАЗом», особенно после «вторжения» Сбербанка.

В пресс-центре АвтоВАЗа и пресс-службе ВТБ комментировать ситуацию не стали. Получить комментарии в АБД не удалось.

Между тем «АвтоВАЗ» стал 100-процентным собственником АБД. Согласно официальному сообщению кредитного учреждения, «с 03 июня 2008 г. изменился состав акционеров банка. В связи с завершением реорганизации акционерного капитала ОАО «АвтоВАЗ» в форме присоединения ОАО «АВВА» и ЗАО «ЦО АФК» к ОАО «АВТОВАЗ», единоличным акционером ЗАО КБ «Автомобильный Банкирский Дом» стало ОАО «АвтоВАЗ», владеющее 100% акций в уставном капитале банка. Ранее предполагалось, что акции будут сконцентрированы на балансе сервисно-сбытового холдинга ВАЗа «Лада-Сервис» в рамках стратегии по трансформации АБД в специализированный автокредитный банк.

 

P. $.

Владимир Сергиевский,

Аналитик ИК «Финам»:

- Продажа банка АБД связана с изменением банковской политики АвтоВАЗа, его ориентации на сотрудничество со Сбербанком и ВТБ - в этих условиях банк АБД становится излишним активом. В приобретении может быть заинтересован федеральный или иностранный банк, планирующий экспансию в регионы и расширение своей филиальной сети. Стоимость банка должна составить порядка $20 млн. Продажа банка не изменит существенно расстановку сил - рынок уже поделен, крупные банки не уступят своих позиций, другое дело, что продажа банка может стать поводом для некоторого укрепления позиций уже существующего игрока.

 

P. $.

Борис Алешин,

Президент ООО «Группа «АвтоВАЗ»:

- Сбербанк - это банк, который может довести услугу практически до каждого нашего клиента. Его филиальная сеть гораздо более разветвленная, чем наша дилерская сеть, поэтому с помощью Сбербанка мы можем доставлять свой продукт более точечно.

Источник: газета «Коммерсантъ».

 

P. $.

«Автомобильный банкирский дом» (АБД, ранее - банк «Волна») был создан в Москве в 1994 году. Во второй половине 1990-х гг. эта кредитная организация была выкуплена топ-менеджерами ОАО «АвтоВАЗ», а ее головной офис перенесен в Тольятти. К осени 2005 года акционерами банка являлись автозавод, связанные с ним ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (АВВА) и ЗАО «Центральное отделение «Автомобильной Финансовой Корпорации» (ЦО АФК), а также топ-менеджеры АвтоВАЗа. После отставки председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а принадлежащие им акции были зарегистрированы на сам автозавод, а также АВВА и ЦО АФК. К середине октября 2007 года 100% акций АБД были пропорционально распределены между этими тремя структурами. С 3 июня 2008 года в связи с завершением реорганизации акционерного капитала ОАО «АвтоВАЗ» в форме присоединения ОАО «АВВА» и ЗАО «ЦО АФК» к ОАО «АвтоВАЗ», 100% акций АБД сконцентрировало само предприятие

 

P. $.

По данным на 1 января 2008 года, валюта баланса АБД составляла 7,88 млрд. рублей, остатки на счетах юридических лиц - 3,8 млрд. рублей, физических лиц - 802,7 млн. рублей.

 

Saminvestor.Ru.

←Назад
Поделиться: