Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
26.12.2012

ФИА-Банк потеряет половину капитала

ФИА-Банк потеряет половину капитала
P. $.
ФИА-Банк в цифрах

По данным отчетности, валюта баланса ФИА-Банк на 1 декабря 2012 года составляла 30,676 млрд. рублей, активы-нетто - 22,401 млрд. рублей, кредитный портфель - 13,46 млрд. рублей, просроченная задолженность - 0,586 млрд. рублей (4,4% общего объема кредитов), срочные вклады физических лиц - 12,905 млрд. рублей, средства юридических лиц - 3,343 млрд. рублей, собственный капитал (по ф. 134) - 2,36 млрд. рублей. В ноябре ФИА-Банк получил чистый убыток в размере 162,557 млн. рублей, однако в целом по итогам 11 месяцев 2012 года его прибыль составила 198,63 млн. рублей.

На этой неделе стало известно, что тольяттинское ЗАО КБ «ФИА-Банк» может потерять больше половины капитала из-за банкротства компаний якутского золотодобывающего холдинга «Искра». Их долг перед банком и его структурами составляет почти 1,4 млрд. рублей, что чревато для ФИА-Банка крайне серьезными финансовыми проблемами.

Активно работать с золотодобывающими компаниями ЗАО КБ «ФИА-Банк» (г. Тольятти) начало в 2007 - первой половине 2008 гг. после открытия филиала «Индигирский» в поселке Усть-Нера (Республика Саха (Якутия)). В 2007 году клиентами банка стали структуры, имевшие отношение к ЗАО «Колымо-индигирский горно-обогатительный комбинат» (КИГОК). Первоначально средства предоставлялись за счет вхождения в капитал трех компаний холдинга «Искра» - ООО «Искра», ООО «Искра плюс» и ООО «Индголд» - юридических и физических лиц, имевших отношение к ФИА-Банку. Так, зарегистрированное в Тольятти ОАО «Голд Индигир Груп» («Голд ин»), основателями которого были прежние партнеры по банку Александр Носорев (в настоящее время - бенефициар и председатель наблюдательного совета ФИА-Банка) и Анатолий Волошин (сейчас - 100-процентный собственник и председатель правления ООО «Эл банк»), приобрело 50% долей участия в «Искре» и 19% в «Искре плюс». 50% «Индголда» принадлежали двум жителям Тольятти - сотруднице подконтрольного Носореву ООО «Инкомцентр» Инне Рахманиной и сотруднику ООО ЧОП «КОКС-СБ» Станиславу Ильичеву.

Также начиная с 2007 года золотодобывающие компании активно кредитовались в ФИА-Банке. Причем объемы привлекаемых средств непрерывно возрастали - если к концу 2007 года задолженность структур «Искры» перед банком составляла всего 25 млн. рублей, то уже к октябрю 2009 года сумма долга выросла до 630 млн. рублей, а к лету 2011 года превысила 900 млн. рублей. Однако к осени этого года отношения между партнерами испортились - по версии холдинга «Искра», из-за невыполнения ФИА-Банком и его бенефициаром Александром Носоревым условий сотрудничества, в основном в вопросах предоставления согласованных объемов заемных средств на финансирование деятельности компаний по добыче золота и попыткой долгового рейдерства. В частности, банк начал подготовку к изъятию долей в уставном капитале «Искры», «Искры плюс» и «Инголда», заложенных по кредитам ФИА-Банка.

В конце ноября 2012 года руководство холдинга «Искра» было вынуждено направить в ФИА-Банк, а также в близкие банку лизинговые компании официальные письма о неплатежеспособности своих компаний (копии данных документов имеются в распоряжении редакции). В это же время ООО «Магаданрыбпром» подало в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) иск о банкротстве «Индголда». Любопытно, что рассмотрение этого дела было перенесено на конец января 2013 года, поскольку на заседании 20 декабря, помимо представителя «Индголд» и «Магаданрыбпрома», присутствовали также работники ФИА-Банка, заявившие, что они являются официальными представителями «Индголда». Как сообщили в холдинге «Искра», «представители» заявили о смене собственника «Индголда» и последующем назначении нового директора. При этом единственным документом, которым располагали «представители», оказалась подписанная «новым» директором «Индголда» доверенность, в то время как выписка из единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) о смене директора «Индголда» суду так и не была предоставлена.

Согласно данным золотодобывающего холдинга, прямая задолженность «Искры», «Искры плюс» и «Индголда» перед ФИА-Банком по данным на 26 ноября 2012 года составляла 1,058 млрд. рублей, в том числе 1,037 млрд. рублей - задолженность по кредитам и примерно 21 млн. рублей - долг по выплате процентов. При этом собственный капитал кредитного учреждения по данным на 1 ноября был равен 2,515 млрд. рублей. Тем самым ФИА-Банк фактически нарушил норматив Центробанка РФ Н6, ограничивающий предельный размер кредита, который можно выдать одному заемщику или группе связанных заемщиков, 25% собственного капитала банка. Весной этого года нарушение норматива Н6 со стороны ФИА-Банка было еще более существенным - располагая по состоянию на 1 мая собственными средствами в размере 2,204 млрд. рублей, банк предоставил структурам холдинга «Искра» кредиты на общую сумму почти 1,2 млрд. рублей, что составило 54,2% капитала. Тем не менее, финансовый план компаний из Усть-Неры прошел согласование Александра Носорева (копии соответствующих документов имеются в распоряжении редакции). Причем по неофициальной информации, фактическое нарушение норматива Н6 в отношении холдинга «Искра», а также некоторых других золотодобывающих компаний из Якутии, ФИА-Банк систематически допускал с конца 2010 года.

Впрочем, прямой задолженностью якутских золотоискателей потенциальные потери ФИА-Банка не исчерпываются. По информации $, которую позже подтвердили представители «Искры», суммарная задолженность компаний якутского холдинга перед банком и близкими ему структурами составляет примерно 1,392 млрд. рублей. Помимо 1,058 млрд. рублей задолженности по кредитам еще 333,9 млн. рублей составляет задолженность золотодобытчиков перед лизинговыми компаниями: ООО «Проект плюс» (146,8 млн. рублей) и ООО «Проект Голд» (187,1 млн. рублей). Именно эти организации специализировались на лизинговых сделках с золотоискателями в группе тольяттинскому компаний, имеющих отношение к ФИА-Банку.

Как сообщалось ранее, в настоящее время напрямую ФИА-Банк контролирует ЗАО «Лизинговая компания «Проект Роста», в которой кредитному учреждению принадлежит 74% акций, а остальные 26% распределены между четырьмя физлицами. Ранее «Проекту роста» принадлежала доля в уставном капитале ООО «Лизинговая компания «Рост», позже оформленная в собственность экс-сотрудника «Проекта роста» Яны Соболевой - жены директора того же «Проекта роста» Сергея Соболева. «Дочкой» «Роста», в свою очередь, ранее являлся «Проект Плюс». Его 100-процентным соучредителем и директором в настоящее время числится Александр Кара, одновременно занимающий должность финансового директора в «Проекте роста». «Проекту Плюс», в свою очередь, принадлежит доля в капитале «Проект Голд» (19%), а остальные 81% зарегистрированы на начальника юридического отдела все того же «Проекта роста» - Ксению Цупрову. Эксперты отмечают, что подобные схемы собственности нередко используются как раз для того, чтобы обойти норматив Н6.

Учитывая, что все близкие ФИА-Банку компании также активно привлекали в нем кредиты для финансирования своей деятельности, банкротство структур холдинга «Искра» при неблагоприятном для ФИА-Банка развитии событий может нанести убытки в размере до 1,4 млрд. рублей, что составляет более половины его собственного капитала. Отметим, что именно в ноябре, судя по последней отчетности, ФИА-Банк неожиданно стал убыточным, а его капитал начал сокращаться. По данным отчетности на 1 декабря 2012 года, в ноябре банк получил убыток в размере 162,557 млн. рублей, в связи с чем его чистая прибыль по итогам 11 месяцев текущего года сократилась до 198,63 млн. рублей (за 10 месяцев прибыль составляла 361,187 млн. рублей). При этом капитал ФИА-Банка в ноябре сократился более чем на 155 млн. рублей - до 2,36 млрд. рублей на 1 декабря (на 1 ноября - 2,515 млрд. рублей). По мнению экспертов, размывание капитала связано с досозданием резервов на возможные потери по ссудам, и, вероятно, основной причиной этого является ухудшение качества кредитов, выданных якутским компаниям. Любопытно, что росту резервирования средств предшествовала проверка, которую в октябре проводили в ФИА-Банке сотрудники Центробанка РФ. Хотя проверка была плановой, источники $ в региональных банковских кругах на условиях анонимности высказывали мнение, что по ее результатам якобы был выявлен ряд нарушений в работе кредитного учреждения, связанных как с нарушениями норматива Н6, так и с недостаточным резервированием средств.

В пресс-службе ФИА-Банка официальный запрос $ проигнорировали, сам Александр Носорев пообщаться с корреспондентом издания не смог. С Александром Кара $ связаться не удалось. Сергей Соболев от комментариев отказался, рекомендовав обращаться с вопросами в ФИА-Банк. В Главном Управлении Центробанка РФ по Самарской области заявили, что ГУ ЦБ «деятельность отдельных кредитных организаций не комментирует». В госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) от комментариев также отказались, сославшись на то, что АСВ «не комментирует ситуации в работающих банках».

По мнению экспертов, столь значительные убытки могут поставить под вопрос финансовую стабильность ФИА-Банка. Тем более что для этого кредитного учреждения ситуация осложняется тем, что в его пассивах достаточно заметную роль играют средства крупных вкладчиков, чьи депозиты не покрываются страховкой АСВ. Впрочем, региональные банкиры уверены, что даже несмотря на масштаб проблемы до банкротства ФИА-Банка дело не дойдет. «У ФИА почти 13 миллиардов вкладов, - говорит один из самарских банкиров. - Поэтому даже в самом худшем случае их ждет санация». Тем не менее, эксперты не исключают, что кредитному учреждению придется проводить срочную докапитализацию, вероятно, с привлечением сторонних инвесторов.

Илья Липкинд,

ИА «Саминвестор».

Позже на эту тему: «Носорева обвинили в рейдерстве»,

«ФИА-Банк лишился Анпилова».

Ранее на эту тему: «ФИА-Банк "погорел" на золоте».

←Назад
Поделиться: