Рынки и компании
10.03.2009

Долговой кризис грядет

Долговой кризис грядет

Только банкиры успели пережить тяжелую прошлогоднюю осень, как перед ними возникла новая напасть. Объем проблемных активов разбухает буквально на глазах. Если в октябре 2008 года просроченная задолженность клиентов перед банками достигала 1,4%, то на 1 февраля 2009 года она выросла до 2,3% и продолжает разрастаться. Ситуация с проблемными корпоративными облигациями еще хуже. Накопленный с января 2008 года объем дефолтов по офертам и погашениям составил 5%. Банки с опасением глядят в туманное будущее - сколько достигнет «просрочка» остается только догадываться. Потенциальный уровень просрочки можно попытаться оценить исходя из зарубежных аналогов.

Международный опыт долговых кризисов весьма разнообразен. Проблемные активы по расчетам ЦЭИ МФПА могут варьироваться от 5-6% (как в Боливии 1994 году или Колумбии 1982 году) до 60-75% (как на Украине в 1998 году или в Болгарии в 1996 году). Если рассматривать статистику за последние тридцать лет, то чаще всего просрочка достигала 22-25% от общего объема кредитов. Собственный опыт России весьма показателен. Из отчетов Банка России десятилетней давности можно узнать, что по итогам 1998 года просрочка перед банками достигала 11%, а в 1999 году и вовсе 41%. Правительство лелеет надежду, что проблемные активы к концу текущего года не превысят 10% и на основании этого прогноза строит свои планы.

Банки обладают определенным запасом прочности перед надвигающейся бурей. По оценкам ЦЭИ МФПА, критический порог просрочки для банковского сектора достигает 12%. Ее списание собственными силами поглотит все резервы банков на возможные потери, прибыль и приведет к потере части капитала. Просрочка выше 12% по сектору в целом будет означать снижение достаточности капитала банков ниже уровня, требуемого Банком России, а также рост ставок по кредитам до 34% (а для малого и среднего бизнеса - до 50%). Банки по-разному готовы к долговому кризису. Для группы госбанков критический уровень просрочки достигает 10%. Больше всех, по всей видимости, достанется дочерним иностранным банкам, для которых смертельная планка еще ниже - 8%.

Готовить большую зачистку банков от проблемных долгов следует уже начать. Существует несколько альтернативных вариантов разрешения долгового кризиса. Во-первых, стратегия невмешательства: оставить списание просрочки за усмотрение самих банков, рассчитывая на самооздоровление сектора. В таком случае понадобится легализация коллекторского бизнеса, формирование рынка проблемных активов и другие меры, позволяющие активизировать списания. Однако рассчитывать на сохранение необходимых темпов кредитования, низкие ставки по кредитам и доверие к оставшимся в живых банках не придется. Во-вторых, власти способны принудительно стимулировать слияния и поглощения. Банки с избытком капитала могут поглотить более слабых коллег. Однако перекапитализированные банки вряд ли останутся, а из многих мелких и слабых банков не слепить одного сильного. В третьих, государство может выкупить плохие долги. Такой вариант уже был с успехом реализован в США, Китае, Франции, Швеции, Южной Корее и др. странах. Агентство по страхованию вкладов в силах создать специальную дочернюю структуру для выкупа просроченных кредитов. Главная трудность заключается в оценке проблемных активов - остается неясным, по какой цене их выкупать. Наконец, в четвертых, один из самых популярных на сегодня в мире вариантов - рекапитализировать банки за государственный счет. Внешэкономбанк или другой госинститут может выкупить привилегированные или обыкновенные акции банков.

Денег необходимо много - если Правительство планирует нарастить кредиты на 27% по итогам 2009 года, поддерживать консервативный риск-менеджмент в госбанках и не дать упасть достаточности капитала ниже должного уровня, то по оценкам ЦЭИ МФПА потребуется около 2,2 трлн. рублей или 5% ВВП. Таких средств у бюджета, конечно, нет, так что оздоровление возможно за счет обмена акций банков на государственные облигации. В любом случае большая зачистка от проблемных активов состоится при условии адекватных требований со стороны государства к банкам. Если они будут завышены, - как по программе рефинансирования через ВЭБ внешних долгов, - то рекапитализация имеет все шансы провалиться, а российская экономика - остаться у разбитого кредитного корыта.

 

Источник: Центр экономических исследований МФПА.

←Назад
Поделиться: