Рынки и компании
28.08.2007

Мошенники с пластиковыми картами становятся все изощреннее

Мошенники с пластиковыми картами становятся все изощреннее

Пока Центробанк сетует на то, что подавляющее число банковских карт в России используется для обналичивания зарплаты в банкоматах, и думает, как сделать их «народным платежным средством», правоохранительные органы сигнализируют о возрастающей активности мошенников, падких на «пластик». По данным МВД, только за последние полгода зарегистрировано около тысячи подобных преступлений. Ущерб от этих махинаций превысил 100 млн. рублей.
В последние недели сразу нескольким московским банкам пришлось оправдываться. Ничего не подозревающим гражданам звонили неизвестные, представлялись сотрудниками банка и пытались узнать реквизиты их банковских карт. При этом озвучивали одну и ту же легенду: на клиенте висит кредит, и для выяснения ситуации нужно проверить операции по картам.
«Это был простой психологический расчет: сначала напугать человека, а потом выступить его защитником и попросить продиктовать реквизиты якобы для устранения проблемы», - говорит начальник управления пластиковых карт РосЕвроБанка Сергей Варганов.
Подобные провокации именуются фишингом и направлены на то, чтобы всеми правдами и неправдами выудить у держателя карты ее данные. Способы используются разные. В мае 2004 года, например, громы и молнии разразились над Ситибанком. От его имени рассылались письма со ссылкой на псевдосайт банка и рекомендацией ввести якобы утерянную из-за технического сбоя информацию о номере карты и ее ПИН-коде.
По словам начальника управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексея Голенищева, в отдельных регионах России мошенники специализируются на каком-то одном варианте. Например, в Санкт-Петербурге, учитывая его специфику международного туристического центра, распространено мошенничество по ворованным картам, которые в большом количестве «профессионально» поставляются различными преступными группами. «В Москве и в последнее время в Сибири наибольшее распространение получили поддельные карты, для изготовления которых используются данные с магнитных полос настоящих карт, - говорит эксперт. - В этом году в Санкт-Петербурге и Москве были ликвидированы две крупные фабрики по производству поддельных карт, которые использовались по всей России».
По признанию самих банкиров, наибольший ущерб банкам сегодня наносят мошенничества при помощи банкоматов. Весной 2006 года служба безопасности ВТБ 24 задержала мошенника, пытавшегося снять деньги с помощью поддельной карты. У него обнаружили 64 фальшивых кредитки. А в конце того же года ВТБ 24 столкнулся с новой волной мошенничества. Злоумышленники использовали устройства для копирования данных с карт и потом снимали деньги в Испании и Голландии.
Банки пытаются призывать клиентов к хотя бы элементарной осторожности. Но даже совет прикрывать клавиатуру банкомата рукой во время введения ПИН-кода, увы, зачастую игнорируется пользователями. К тому же часто мошенники пользуются высокими технологиями. Они изготавливают тончайшие накладки на клавиатуру банкоматов или приспособления с миниатюрными фотокамерами, которые считывают данные с карт. В конце нынешнего июля из Евпатории, а в начале августа из Ялты поступили сообщения об использовании банкоматов в преступных целях. Вообще туристические страны славятся мошенничеством с пластиковыми картами. Среди самых опасных регионов помимо Украины значатся Таиланд, Турция, Болгария, Тайвань и Хорватия. Правда, и далеко не курортная Россия занимает в этом списке отнюдь не последнее место.
В последние годы все более популярными становятся покупки в интернете, за которые удобно расплачиваться картой. Однако, отправляя данные своей карты в туманное интернет-пространство, нельзя быть уверенным в сохранении их конфиденциальности. В сети можно наткнуться на фиктивные магазины, которые ничем не торгуют, а только завлекают доверчивых клиентов и провоцируют их на покупки с помощью карт. «Если на сайте есть информация о том, что безопасность платежей обеспечивается использованием защищенного протокола SSL для передачи конфиденциальной информации от клиента, а также в нижней части экрана браузера появляется изображение замка, это значит, что конфиденциальные данные (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) защищены от доступа к ним третьих лиц, - говорит член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. - Если такого сообщения и изображения нет, мы не рекомендуем расплачиваться картой».
Тем не менее, даже соблюдение всех мер предосторожности не гарантирует полной безопасности. Так, например, в прошлом году была взломана база данных (в том числе с данными карт) одного из крупнейших американских провайдеров интернет-коммерции, в результате чего были похищены данные миллионов карт, операции по которым проходили через сеть данной компании. Поэтому банкиры предлагают еще один способ сохранения собственных средств - завести две карты, одну из которых использовать только для оплаты покупок в интернете.
Еще один из советов банкиров клиентам гласит: не выпускайте карту из поля зрения. Но иногда сделать это невозможно. Например, при оплате счетов в кафе и ресторанах официанты уносят карты к терминалу. А вне зоны видимости легко можно переписать все цифры с карты и потом вводить их, делая покупки в интернете. А можно просто провести транзакцию дважды. В этом случае махинацию всегда можно списать на сбой системы. «Теоретически, забрав карту из поля зрения владельца, мошенники могут скопировать данные магнитной полосы карты, а могут провести по карте еще одну, а то и несколько операций, - соглашается Алексей Голенищев. - Однако ни одно заведение, дорожащее своей репутацией, не будет этого делать». И все-таки директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов советует клиентам настаивать на проведении всех операций с картами только в их присутствии и категорически не рекомендует снимать наличные в нефинансовых учреждениях.
Если у клиента возникают сомнения в совершенных по карте операциях, ему нужно обращаться в банк. Именно он и будет заниматься выяснением обстоятельств. Но банк сможет помочь, только если клиент подписал чек на одну сумму, а торговая точка списала другую, или если клиент совсем не подписывал чек, а торговая точка деньги все-таки списала. «Поэтому клиент должен внимательно смотреть на сумму, под которой он ставит подпись», - поясняет Сергей Варганов. Отдельная история с заграничными транзакциями. Как говорят банкиры, выяснить обстоятельства утраты средств с карты где-то за рубежом очень трудно. Возникает подозрение, что клиент, находясь в Москве, дал кому-то свою карту и ПИН-код, а потом заявил о мошенничестве. И опротестовать транзакции с использованием ПИН-кода очень проблематично. К банку апеллировать бессмысленно, ведь ответственность за сохранность личных данных лежит не на нем, а на владельце карты. Впрочем, иногда деньги вернуть можно. Как рассказали в Альфа-банке, банк всегда проводит тщательное расследование. И если становится известно, что в каком-либо из банкоматов мошенники проводили копирование магнитных полос и ПИН-кодов с помощью специальных накладок и этим банкоматом в указанный период пользовался пострадавший клиент, банк вернет ему деньги на карту.

Источник: Газета.Ru.

←Назад
Поделиться: