Рынки и компании
10.04.2007

Специализированные банковские сети выходят на рынок вкладов

В течение долгого времени российские банки предпочитали специализацию. Одни занимались привлечением вкладов, которые затем инвестировали, другие, наоборот, привлекали деньги своих учредителей и раздавали их своим клиентам в виде кредитов. Но сейчас ситуация изменилась. В почете оказалась так называемая универсализация банков. Сначала банки, специализирующиеся на депозитах, начали развивать собственные кредитные продукты. В ответ банки «широкого кредитного профиля» начали вторжение на рынок вкладов.
Известно, что российским «дочкам» иностранных банков не нужны деньги вкладчиков. Для этого у них есть вполне состоятельные иностранные «мамы», которые могут поддержать свое российское «чадо». И, тем не менее, иностранцы начали предлагать такую услугу.
Наиболее ярким примером такого типа можно считать Райффайзенбанк, который несколько неожиданно предоставил такую возможность для своих клиентов. Правда, процентные ставки по этим вкладам не выдерживали никакой конкуренции на рынке. Объяснение этому феномену простое - банк реализовывал продуктовую линейку, разработанную его австрийской «матерью», просто для того чтобы предоставить своим клиентам полный спектр услуг. Райффайзенбанк в полной мере реализовал свое преимущество пионера российского рынка. Последовавшим за ним «иностранцам» пришлось играть по правилам конкурентного рынка. В результате процентная ставка, например, в Bank Societe General Vostok достигает 9% (по рублевым вкладам, на сумму выше 1,5 млн. рублей и сроком три года). Депозиты в иностранных банках даже по заниженным ставкам пользуются у населения спросом, хотя и небольшим. По статистике Агентства по страхованию вкладов, в начале года в «дочках» иностранных банков находилось порядка 154 млрд. рублей (4,1% всех частных вкладов). Банкиры объясняют поведение таких вкладчиков их уверенностью, что иностранный банк более надежен, чем отечественный. Существует мнение, что иностранные материнские банки в случае необходимости поддержат своих российских «дочек» собственными деньгами. Однако, по мнению директора департамента казначейства КМБ-Банка Дмитрия Матвеева, именно финансовая независимость от головной компании является существенным преимуществом деятельности любого финансового института. «При правильной ценовой политике процентная ставка по клиентским вкладам не менее выгодна, чем использование средств головной компании. Кроме этого, привлечение средств клиентов - это диверсификация пассивов банка, а открытие депозитов - это дополнительная услуга для клиентов банка, которая пользуется большой популярностью», - говорит он.
Неслучайно, банки, прежде сосредоточенные только на выдаче кредитов, постепенно расширяют свои услуги. «Банки стали уделять значительное внимание рознице. Это вполне закономерный процесс, так как с ростом доверия населения к банкам, в том числе и за счет введения системы страхования вкладов, появилась возможность привлечения потенциальных вкладчиков. Новые вкладчики - это дополнительные денежные ресурсы для банков, которые можно при современных условиях достаточно выгодно разместить. Таким образом, банки, которые сосредотачивают свое внимание на депозитном обслуживании физических лиц, поступают достаточно дальновидно, поскольку население располагает значительной частью свободных денежных средств», - поясняет заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями аудиторско - консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Наталья Борзова. Кроме того, по словам Дмитрия Матвеева, в финансовом отношении универсальный банк более устойчив. «Это связано как с диверсификацией рисков банка, так и с распределением доходов по широкому спектру услуг финансового института. Темпы роста универсального банка обычно выше, чем у специализированных.
Необходимо понимать, что универсальные банки, предлагающие широкий спектр услуг, включая депозиты, кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, лизинговые операции, представляют больший интерес для клиентов. А клиент, выступающий в роли юридического и физического лица, предпочитает пользоваться услугами одного банка», - говорит банкир.
Самым неожиданным дебютом на рынке вкладов стало появление здесь банков, которые начинали свой бизнес с потребительского кредитования. Кредитовать своих клиентов за счет привлекаемых вкладов - бизнес в России крайне рискованный. "Независимо от того, на какой срок вы привлекаете вклад, его всегда следует оценивать как краткосрочный", - смеется председатель правления Сбербанка России Андрей Казьмин. Дело в том, что по российскому законодательству российский вкладчик имеет право в любой момент и немедленно отозвать свой вклад. И все попытки ввести ограничение на отзыв не увенчались успехом. По мнению Казьмина, если бы в 1998 году такой запрет на отзыв существовал, то и размеры финансового кризиса были бы на порядок меньшими. Но именно частые кризисы и общее недоверие к российской банковской системе стало причиной введения права отзыва. Тем более интересным стало появление лидеров потребкредитования на российском рынке вкладов. Вкладную операцию уже освоил банк «Русский стандарт». За ним последует и «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (Home Credit). Оба банка рефинсировали свои ссуды у своих учредителей или на рынке корпоративных займов. Но сегодня они решили превратиться в полноценные кредитные учреждения. И судя по всему цель их состоит не в том, чтобы пустить средства вкладчиков на рисковые потребкредиты. Эпоха прибыльного потребкредитования, по сути, окончена. Наступает время полноценных кредитных учреждений.

Источник: Газета.Ru.

←Назад
Поделиться: